Среди специалистов и работодателей не умолкают споры вокруг второй редакции проекта Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Пока эксперты спорят о положениях проекта ФЗ, сами эти положения планомерно видоизменяются и дополняются. Что неудивительно, учитывая ответственность, возложенную на Минтруда России в связи со столь кардинальным изменением подхода к правовому регулированию трудовых отношений.
Так о каких коррективах идет речь? Начнём с понятий и терминов. Помимо того, что в употребление был введен, собственно, термин «специальная оценка условий труда», были изменены кое-какие уже существовавшие формулировки. Так, Минтруд предпочел отказаться от привязки к гигиене, когда речь идет о нормативах условий труда. Теперь это понятие будет независимым (ранее применялся термин «гигиенические нормативы условий труда»). А вместо словосочетания «исследовательская (испытательная) лаборатория» отныне предполагается употреблять – «испытательная лаборатория (центр)».
Само собой, наведение порядка в понятийном аппарате в значительной степени позволит избежать путаницы и разночтений, когда закон вступит в силу. По плану, это произойдет с 1 января 2014 года. Более длительно доработке подвергнется лишь 18 статья «Сведения о результатах специальной оценки условий труда». Предположительно, она вступит в действие с 1 января 2016 года.
В самом порядке проведения специальной оценки труда наметились следующие изменения. Если в предыдущей редакции законопроекта присутствие работника при проведении специальной оценки условий труда было обязательным, то теперь эту формулировку смягчили. Теперь «обязан» не работник, а работодатель – «обеспечить присутствие работника на рабочем месте при проведении оценки и (или) обеспечить ознакомление его с результатам процедуры». Ну и теперь ознакомление с результатами спецоценки является не правом, а обязанностью работника.
Проведение аттестации в текущей году позволит работодателю использовать предоставленные материалы до 31.12.2018 г. не проводя дополнительно специальную оценку условий труда.
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОДЛЕЖАТ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА РАБОТОДАТЕЛЯ
Исключение из общего правила
- Рабочие места «надомников»;
- Дистанционные рабочие места (пока понятие в Федеральном законе не раскрыто).
Ну и отдельно о самом интересном. О том, что грозит работодателю за различные нарушения, допущенные при проведении (непроведении) «специальной оценки условий труда» так сказать «по новым правилам».Выберу самые часто встречающиеся нарушения:
-нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
- допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
-Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Сразу замечу, что подавляющее число работодателей района с нового года всё это ощутят на себе, кто раньше, кто позже. Во-первых вырастет стоимость «специальной оценки условий труда», по-старому аттестации рабочих мест по условиям труда. Ну а величину штрафных санкций я привёл выше. Ведь при использовании иностранной рабочей силы ни один из работников этой самой иностранной рабочей силы не проходил положенный предварительный медицинский осмотр, т.е работодатель не вправе был заключать с иностранными рабочими трудовой договор. Ну а тем, кто провёл раньше аттестацию рабочих мест по условиям труда беспокоиться не о чём – все её выводы остаются в силе.
Главный специалист 1 разряда по государственному управлению охраной труда администрации ДМР Н.В.Сковпень
- 345 просмотров