Среди специалистов и работодателей не умолкают споры вокруг второй редакции проекта Федерального закона «О специальной  оценке условий труда». Пока эксперты спорят о положениях проекта ФЗ, сами эти положения планомерно видоизменяются и дополняются. Что неудивительно, учитывая ответственность, возложенную на Минтруда России в связи со столь кардинальным изменением подхода к правовому регулированию трудовых отношений.

Так о каких коррективах идет речь? Начнём с понятий и терминов. Помимо того, что в употребление был введен, собственно, термин «специальная оценка условий труда», были изменены кое-какие уже существовавшие формулировки. Так, Минтруд предпочел отказаться от привязки к гигиене, когда речь идет о нормативах условий труда. Теперь это понятие будет независимым (ранее применялся термин «гигиенические нормативы условий труда»). А вместо словосочетания «исследовательская (испытательная) лаборатория» отныне предполагается употреблять – «испытательная лаборатория (центр)».

Само собой, наведение порядка в понятийном аппарате в значительной степени позволит избежать путаницы и разночтений, когда закон вступит в силу. По плану, это произойдет с 1 января 2014 года. Более длительно доработке подвергнется лишь 18 статья «Сведения о результатах специальной оценки условий труда». Предположительно, она вступит в действие с 1 января 2016 года.
         В самом порядке проведения специальной оценки труда наметились следующие изменения. Если в предыдущей редакции законопроекта присутствие работника при проведении специальной оценки условий труда было обязательным, то теперь эту формулировку смягчили. Теперь «обязан» не работник, а работодатель – «обеспечить присутствие работника на рабочем месте при проведении оценки и (или) обеспечить ознакомление его с результатам процедуры». Ну и теперь ознакомление с результатами спецоценки является не правом, а обязанностью работника.
        Проведение аттестации в текущей году позволит работодателю использовать предоставленные материалы до 31.12.2018 г. не проводя дополнительно специальную оценку условий труда.

СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОДЛЕЖАТ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА РАБОТОДАТЕЛЯ

Исключение из общего правила

  1. Рабочие места «надомников»;
  2. Дистанционные рабочие места (пока понятие в Федеральном законе не раскрыто).

Ну и отдельно о самом интересном. О том, что грозит работодателю за различные нарушения, допущенные при проведении (непроведении) «специальной оценки условий труда» так сказать «по новым правилам».Выберу самые часто встречающиеся нарушения:

-нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
- допуск сотрудников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    -Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Сразу замечу, что подавляющее число работодателей района с нового года всё это ощутят на себе, кто раньше, кто позже. Во-первых вырастет стоимость «специальной оценки условий труда», по-старому аттестации рабочих мест по условиям труда. Ну а величину штрафных санкций я привёл выше. Ведь при использовании иностранной рабочей силы ни один из работников этой самой иностранной рабочей  силы не проходил положенный предварительный медицинский осмотр, т.е работодатель не вправе был заключать с иностранными рабочими трудовой договор. Ну а тем, кто провёл раньше аттестацию рабочих мест по условиям труда беспокоиться не о чём – все её выводы остаются в силе.

Главный специалист 1 разряда по государственному управлению охраной труда администрации ДМР Н.В.Сковпень