27 августа 2013 года в селе Веденка проходила традиционная августовская конференция педагогов района. Сто сорок два делегата районной педагогической общественности обсуждали насущные вопросы в образовании. С 1 сентября все образовательные учреждения Приморья начинают работу по новому федеральному закону  «Об образовании в Российской Федерации» и краевому закону «Об образовании в Приморском крае».  Но перед планами на новый учебный год педагоги обсудили результаты модернизации образования Дальнереченского муниципального района.

            По традиции каждая школа рассказала о том, над какой проблемой  работал коллектив, каких успехов достиг и над чем ещё предстоит работать.

Директор МОБУ «СОШ с. Веденка» Сегренёва С.В., поделилась опытом работы по теме «Воспитание как фактор повышения качества образования в школе». Директор самой маленькой школы в районе из с. Мартыновой Поляны Мезенцева М.В., рассказала как повысить эффективность и качество образования в условиях малокомплектной школы. Давиденко Л.М., директор МОКУ «СОШ с. Рождественка» рассказала о найденных точках роста в управлении качеством образования средней школы. Заместитель  директора МОБУ «СОШ с. Малиново» Оргина Е.В., в своем выступлении убедила присутствующих в необходимости разработки в каждом образовательном учреждении концепции  как фактора  развития управления качеством образования.

            Итоги работы образовательных учреждений района в прошлом учебном году подвела в своем докладе директор МКУ «УНО» ДМР Гуцалюк Н.В.  Она рассказала о том, что на территории Дальнереченского муниципального района, по данным на 27 августа 2013 года, функционируют 3 учреждения дошкольного образования  и 11 структурных подразделений школ, реализующих программы дошкольного образования, 12 учреждений общего образования и 1 филиал, 2 учреждения дополнительного образования. Все 100% образовательных учреждений сельские.

В 2013 году в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 1193 учащихся, из них  детей-инвалидов – 15 в том числе 5 обучаются на дому, в дошкольных образовательных учреждениях 404 воспитанника, из них  детей-инвалидов – 2.

Дополнительным образованием в 2013 году охвачены 1104 учащихся Дальнереченского муниципального района:

- на базе  учреждений дополнительного образования занимаются – 577 детей (52,3%);

- на базе общеобразовательных учреждений дополнительное образование получают – 509 детей (44,1%).

В 2013 году в муниципальных учреждениях общего, дошкольного, дополнительного образования детей трудится 269 педагогических работников, это на 4,2 % меньше, чем в 2010 году. Из них в системе общего образования Дальнереченского муниципального района количество работников сократилось на 14,1%, в остальных учреждениях произошло повышение количества кадров на 11%.

Между тем в районе ощущается потребность в педагогических кадрах: в школах нужны учителя русского языка и литературы, английского языка, математики.

Доля учителей в возрасте от 25 до 30 лет составляет 0,9 %, а учителей пенсионного возраста – 34,4%. За последние 3 года в обновление кадров за счет прихода в учреждения образования молодых специалистов составляет всего 0,4%. Привлечение кадров для работы в общеобразовательные учреждения продолжает оставаться актуальной проблемой. Число учителей, не имеющих высшего профессионального образования, также пока остается высоким и составляет 37,4%, в основном это учителя начальных классов, воспитатели ДОУ и педагоги дополнительного образования. Основной состав работающих (77,32%) составляют женщины. В учреждениях Дальнереченского муниципального района трудятся почти 80% аттестованных работников образования, их них первую или высшую квалификационные категории имеют  64%.

Развитие системы дошкольного образования Дальнереченского муниципального района было направлено на создание условий для максимального удовлетворения индивидуальных потребностей детей и их родителей.

Наряду с этим, в нашем районе остается актуальной проблема общедоступности дошкольного образования, нехватка мест для детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольное образование получает на сегодня всего 49% детей дошкольного возраста. Для обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием в районе ведется работа по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, открытию дополнительных дошкольных групп в действующих ДОУ, созданию дополнительных мест действующих группах путем реконструкции или перепланировки помещений.

Но несмотря на принимаемые меры, вновь введенных мест недостаточно для того, чтобы удовлетворить все потребности населения района. Основную часть не определенных в детские сады составляют дети в возрасте до 3-х лет, в том числе значительная доля  детей до 1 года, родители которых подают заявления для определения детей в детские сады заблаговременно из-за дефицита мест. В семи учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, расположенных в селах Ариадное, Поляны, Ракитное, Любитовка, Малиново, Стретенка, Мартынова Поляна очередь в детские сады отсутствует. Наиболее остро стоит проблема нехватки мест в ДОУ в селах: Рождественка, Веденка, Сальское.

Выход из создавшегося положения может быть осуществлен только в результате  реконструкции имеющихся либо строительства и открытия новых детских садов в указанных сёлах.  Так, в период до 2015 года  предполагается ввести в строй 1 детский сад в на улице Малая Веденка села Веденка, реконструировать детские сады в с. Веденка и Рождественка, провести капитальный ремонт в детском саду с. Сальское, что даст дополнительно около 100 мест и позволит  снизить потребность в местах  для детей в учреждениях дошкольного образования.

Основные направления деятельности в системе общего образования в предыдущие годы способствовали обеспечению в Дальнереченском муниципальном районе государственных гарантий на доступное бесплатное начальное, основное, среднее (полное) общее образование, реализацию государственной политики в сфере общего образования, обеспечению организационных и методических условий по ведению образовательного процесса в рамках государственного стандарта общего образования, обеспечению условий для поддержки и развития одаренных детей.

В результате реализации мер по развитию системы общего образования Дальнереченского муниципального района ежегодно стало снижаться число детей, не посещающих школы. За три года эта цифра уменьшилась более чем в два раза  – до 0,25 %, на 1,5% стало меньше занятий, пропущенных учащимися без уважительных причин. Средний показатель числа учащихся, обучающихся на «4» и «5», составляет 39,6 % от количества учащихся, прошедших оценочную аттестацию. За прошедший период произошел переход к новым формам государственной аттестации учащихся 9, 11 классов общеобразовательных школ: государственная итоговая аттестация (ГИА) и единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Государственную аттестацию об основном общем образовании 100 % выпускников 9-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений. Количество выпускников, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, составляет 5,3%. Доля учащихся, получивших неудовлетворительные оценки на ГИА-9 по русскому языку и математике, составляет  за последние три года в среднем  20%.

Среди выпускников средних школ успешно прошли аттестацию в 2013г.  99% учащихся. По физике, истории, географии наблюдается положительная динамика улучшения результатов ЕГЭ. На протяжении последних 3 лет  по результатам сдачи ЕГЭ по физике и истории наши выпускники входят в десятку лучших среди выпускников Приморья.  Однако результаты сдачи ЕГЭ по остальным предметам остаются пока ниже, чем средние по краю.

В пять  базовых школ из девяти  сел (Пожига, Любитовка, Зимники, Междуречье, Новотроицкое, Боголюбовка, Ясная Поляна, Лобановка, Мартынова Поляна)  осуществляется  подвоз 181 учащегося (15,2%)  на 10 школьных автобусах, а также организован бесплатный проезд общественным транспортом к 2 школам района и к 2 школам города Дальнереченска для 60 учащихся (5%)  из 7 сел района (Малая Веденка, Голубовка, Речное, Звенигородка, Солнечное, Филино, Соловьевка).

В сфере экономики образования за анализируемый период был осуществлен переход к принципу нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений, внедрена новая системы оплаты труда.

Оплата труда работников по отрасли по итогам 1 полугодия 2013 года составила 18822 рубля в месяц, учителей –30051 рублей, учителей, осуществляющих функции классного руководителя, – 31276 рублей.

Говоря о материальной базе районных школ можно отметить, что на 100 учащихся в районе приходится 25 компьютеров (с учетом учительских нетбуков), т.е. соответственно на 1 компьютер в среднем 4 человека.  Эти цифры выше, чем в других муниципальных образованиях Приморского края (в среднем по краю  - 7 человек на 1 компьютер).

Между тем общей проблемой для всех звеньев системы образования Дальнереченского муниципального района является износ основных фондов, высокая доля зданий, требующих проведение капитального ремонта. Износ оборудования в школах приближается к 70 процентам, значительное число общеобразовательных учреждений – это помещения, капитальный ремонт в которых не производился более 50 лет.

Таким образом, анализ сферы образования показывает, что в Дальнереченском муниципальном районе наблюдается в целом положительная динамика по всем, содержащимся в государственной политике, направлениям развития образования. Однако это не уменьшает необходимость в продолжении начатой работы и устранении актуальных проблем, в связи с которыми могут увеличиться риски развития  муниципальной системы образования.

Таким образом, к наиболее острым проблемам развития образования Дальнереченского района можно отнести:

недостаток 183 мест для детей в учреждениях дошкольного образования( с учетом очереди по состоянию на 01.08.2013г.);

низкие результаты сдачи ЕГЭ;

недоступность качественного образования для детей, обучающихся в отдаленных образовательных учреждениях, прежде всего, в малокомплектных школах;

недостаток услуг дополнительного образования;

 низкая оснащенность школ современными компьютерами, что затрудняет переход к дистанционному обучению, использованию электронных образовательных ресурсов и учебников;

нехватка и старение педагогических кадров: средний возраст педагогических работников – 49 лет;

износ основных фондов школьных зданий, приближающийся к 50%.

 

 

По итогам 2012 -  2013 учебного года среди образовательных учреждений района был проведен мониторинг достижений в различных сферах деятельности. Напомним, что в прошлом году лучшим в таком  рейтинге было муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Веденка», всего на несколько сотых балла в 2012 году отстала школа  Малиново. В этом году на третьем месте  рейтинга МОКУ «СОШ с.Стретенка», школа с.Веденка на втором месте, на первом же месте приложившее максимум усилий МОБУ «СОШ с.Малиново», но в этом году разрыв уже составляет десятки баллов. Этому учреждению был вручен переходящий знак и сумма в 40 тысяч рублей на модернизацию учебно-материальной базы.

Обсуждая итоги прошедшего периода на пленарном заседании, заседаниях  методических объединений учителя составили текст резолюции августовского совещания, проголосовали за его принятие единогласно.

Резолюция 

районной конференции педагогических работников образовательных учреждений Дальнереченского муниципального района «Модернизация системы образования Дальнереченского муниципального района в 2012-2013 учебном году: обеспечение условий, влияние на качество образования, достижение намеченных ориентиров»

 

 27 августа 2013 года

с. Веденка

 

         Участники районной педагогической конференции в процессе обсуждения проблем, стоящих перед системой образования Дальнереченского муниципального района, отметили следующее:

         Модернизация образования существенно меняет роль  и учителей, и руководителей образовательных учреждений. От их профессионализма, ответственности и мобильности напрямую зависит успех реализации всех модернизационных  мероприятий.

         В модернизации общего образования центральным является проблема качества образования. Ей уделено достаточно внимания в основополагающих правительственных документах: изменены стандарты, совершенствуется нормативно-правовая база.   В закон «Об образовании в РФ» введено понятие «система оценки качества образования». Все больше внимания уделяется ориентации на удовлетворение потребностей населения. При этом необходимо изучать удовлетворенность потребителей, оценивать ее уровень, чтобы получить достоверную информацию о качестве образовательных услуг, как в конкретном учреждении, так и в целом по району.

         В этой связи участники конференции предлагают педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений, управлению народного образования Дальнереченского муниципального района в новом учебном году:

1. Продолжить создание систем оценки качества образования, как в конкретных учреждениях, так и в целом по району,

2. Создать эффективную модель взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными школами в рамках реализации федеральных государственных стандартов второго поколения,

3. Ходатайствовать о возобновлении работы филиала социально-реабилитационного центра (детского приюта) в с. Орехово для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.