1 июня Приморье, как и весь мир, отмечает Международный день защиты детей. Накануне уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова ответила на вопросы о современных детях и волнующих их проблемах, сообщает http://www.primorsky.ru.

Ольга Владимировна, в этот день хотелось бы поговорить с вами о детях, их вопросах ко взрослым. Но для начала скажите, какой он – ребенок 2021 года? Что отличает его от детей 10, 20, 30 лет назад?

Если проводить параллели по каждой возрастной категории, то можно составить целый список изменений и посвятить этому отдельный разговор. Какие-то из них вызывают тревогу и у родителей, и у специалистов, работающих с детьми, а какие-то, наоборот, радуют.

Сегодня мы живем в цифровом мире, и это, безусловно, влияет на развитие личности ребенка. Еще сильнее на него влияют отношения с родителями и атмосфера в семье. Но так было и раньше, просто сегодня родителям гораздо сложнее сформировать и сохранить доверительные отношения с детьми.

В целом, в современных детях хорошо развиты навыки потребления, прежде всего, интересующей их информации, и недостаточно развиты навыки эмоционального интеллекта, социальных коммуникаций, критического мышления и понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Отдельно хочу сказать о современных подростках. Я вижу в них массу положительных качеств – это открытые, эмоциональные, практичные, целеустремленные люди. Вопрос только в том, какие взрослые рядом с ними. От этого обстоятельства существенно зависит то, в какую сторону будет в дальнейшем направлено развитие лучших качеств юного человека.

В качестве детского омбудсмена Приморья вы работаете уже 1,5 года. Расскажите, пожалуйста, за это время в каких ситуациях вы смогли восстановить нарушенные права детей?

Этих ситуаций много, все они связаны с конкретными обращениями граждан к уполномоченному по правам ребенка. Установление опеки, жилищные права, право на социальные выплаты, образование, прекращение травли в школьном коллективе, помощь в лекарственном обеспечении и лечении, возвращение детей в семью, восстановление статуса многодетной семьи, помощь в получении паспорта ребенка-инвалида, не имеющего возможности передвигаться, изменение знаков дорожного движения в непосредственной близости от школы и детского сада и многое другое.

Сколько обращений за это время поступило? Каких больше всего? Какие проблемы в сфере защиты прав детей вы считаете наиболее актуальными?

В 2020 году мы внимательно отработали каждое из 505 обращений граждан. В 2021 году количество обращений выросло, почти вдвое. К 25 мая аппарат уполномоченного разбирался в обстоятельствах по 325 обращениям граждан. Тематика разная, практически каждый аспект жизни ребенка может быть предметом рассмотрения по обращению – начиная от обстоятельств его рождения. Право на жизнь и охрану здоровья, жить и воспитываться в семье, образование, заниматься спортом и творчеством, жилье и алименты, отдых и занятость, право на судебную защиту. Отдельным пунктом в списке обращений вынесена защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Говоря о наиболее актуальных вопросах – для меня и моих коллег в аппарате уполномоченного все проблемы, связанные с защитой прав детей, актуальны. Но особое наше внимание и экстренность в принятии мер вызывают, конечно, ситуации, в которых жизнь и здоровье ребенка подвергаются риску.

В 2020 году по инициативе уполномоченного организованы новые каналы коммуникации. Обращения от граждан принимались не только по электронной почте, телефону, в ходе личного приема, но и с помощью вновь открытых аккаунтов в социальных сетях Instagram, Facebook, а также с помощь «горячей линии», открытой в мессенджере WhatsApp по телефону: 8-950-295-21-10.

Как я уже говорила, в 2020 году в аппарат уполномоченного поступило 505 обращений, из них 105 устных. Было принято 97 граждан, из них 76 лично мной.

Жители Приморского края обращались по вопросам защиты прав детей в различных сферах жизнедеятельности. Самое большое количество обращений – 114 – связано с вопросами реализации права каждого ребенка на образование. Наиболее распространенными проблемами в этой сфере являются: получение путевок в дошкольные образовательные организации, тема школьных поборов и участившиеся случаи буллинга в школах.

На втором месте по упоминаемости в обращениях граждан – вопросы реализации права жить и воспитываться в семье. Таких запросов было 83 в прошлом году. На третьем месте – сфера социального обеспечения, 70 обращений.

Вы вступили в должность уполномоченного уже в период коронавируса, но вот если сравнить обращения до эпидемии и сейчас, поменялся ли вектор проблем?

Как я уже говорила, если проанализировать все поступившие к этому времени обращения, то можно заметить, что пока тематика остается прежней: лидируют обращения по вопросу реализации права несовершеннолетних на образование.

Но, если проанализировать, например, все обращения по этой теме, то можно однозначно сказать – вопросы неурегулированных школьных конфликтов, травли и ее последствий вышла на первое место. Это очень тревожная ситуация, поскольку любой конфликт, в котором стороны не пришли к примирению, грозит потенциально неблагоприятными последствиями. Буллинг и его последствия – еще более травмирующая детскую психику ситуация.

В 2020 году из 114 обращений, связанных с вопросами реализации и соблюдения права ребенка на образование, лишь 16 были связаны с темой конфликтов или травли. В 2021 году, а мы еще не достигли середины года, этих обращений уже 48.

Сегодня мы отмечаем Международный день защиты детей. А от чего, на ваш взгляд, нужно защищать ребенка в современном мире?

Все проблемы детей и все беды, в которых они оказываются, так или иначе, связаны с деятельностью или бездеятельностью взрослых. К сожалению, это относится и к тем, кто в первую очередь должен защищать интересы своего ребенка, воспитывать его и готовить его к самым разным жизненным ситуациям – я говорю о родителях или законных представителях детей. Вторая составляющая, в которой требуются системные усилия всего общества по защите детей, – создание безопасной среды для их жизнедеятельности. Это одинаково справедливо и по отношению к тому, какая атмосфера окружает ребенка в семье, в учреждениях образования, в окружающем их городском или сельском пространстве.

Вы уже затронули тему буллинга сейчас она вновь на повестке дня. Как вы считаете, что становится катализатором в травле ребенка другими детьми и как можно уберечь маленьких жителей региона от этого явления?

Катализатором всегда выступает молчаливое согласие окружающих. Как взрослых, так и сверстников. А вот поводом для травли может стать все, что угодно: особенности здоровья, внешности, характера, развития, конфликт, который произошел когда-то. Иногда поводом выступает нежелание педагога работать с трудным или неудобным для него учеником или воспитанником. Уберечь ребенка от травли нельзя. Можно только изменить собственное отношение к этому процессу и научить своих детей неприемлемости развития такого сценария. Даже если вы не участвуете в травле одного человека группой других, а просто знаете об этом и молчите – вы содействуете и продолжаете этот процесс. Вы – кислород, который поддерживает процесс горения. Сказать: «Нет, это подло, и я в этом не участвую!» это минимум, который стоит сделать.

Куда дети могут обращаться в подобных случаях?

Прежде всего, надо запомнить номер Единого телефона доверия, позвонив по которому, вы точно получите ответ на вопрос «Что делать, если…?», – 8-800-2000-122. Это федеральная линия, бесплатная, анонимная, круглосуточная и конфиденциальная.

Второй телефон: 8 (423) 207-70-75, – это номер кризисно-адаптационного центра «Мир ребенка». Здесь тоже работают психологи, они ответят на любой вопрос о кризисной или тревожной ситуации, подскажут, что делать дальше.

Номер горячей WhatsApp-линии уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае, на которую можно направить текстовое, голосовое или видеосообщение, – 8-950-295-21-10.

Что делать, если вы или ваши дети стали свидетелями травли ученика в школе? Необходимо незамедлительно сообщить об этом директору образовательной организации, в которой происходит этот процесс, и попросить его вмешаться. Крайне важно, чтобы к решению этой ситуации была привлечена служба школьной медиации или служба школьного примирения. Такие службы должны работать в каждой школе, а родители и ученики должны знать, что эта служба создана для обеспечения безопасной и здоровой психологической обстановке в образовательном учреждении.

Не можем не затронуть в день защиты детей вопрос безопасности, в том числе в образовательных учреждениях. Последние события в Казани вновь поднимают этот вопрос. Какие предложения есть по решению этой проблемы?

Трагедия в Казани потребовала от органов исполнительной власти и местного самоуправления Приморского края корректировки действий и принятия дополнительных мер, которые позволили бы сконцентрировать общие усилия для обеспечения антитеррористической защищенности объектов сферы образования и здравоохранения. Губернатор Приморского края Олег Николаевич Кожемяко дал соответствующие поручения. В комплексе мер – не только проверки состояния объектов, их соответствия требованиям, указанным в постановлении Правительства Российской Федерации. В качестве дополнительных мероприятий предусмотрены и работа по изучению морально-психологического климата в классах, и размещение социальных видео- и аудиороликов о недопустимости детского насилия и агрессии, и размещение информационных материалов по профилактике возникновения экстренных ситуаций в организация образования.

И в завершение нашей с вами беседы. Одна из целей праздника – это признание и соблюдение прав и свобод детей не только государством, но и родителями. Какие советы вы могли бы дать мамам и папам, чтобы ребенок в семье чувствовал себя комфортно?

Принять тот факт, что рядом с вами живет и развивается личность, имеющая равное с вами право на принятие, уважение, понимание и любовь.

Второй совет – научиться разговаривать с ребенком, какого бы возраста он ни был, не только с позиции ментора, учителя и судьи, но и друга.

Третий совет – понимать, что любить ребенка, это значит не только потакать ему и его желаниям, но и формировать в нем границы дозволенного и недозволенного, правильного и неправильного, опасного и безопасного.

Четвертый – самим соответствовать тем требованиям, которые вы предъявляете ребенку, не допуская наличие двойных стандартов.

Я искренне желаю мира, благополучия, любви и взаимного уважения каждой семье, в которой растут дети! Пусть они видят рядом с собой счастливых родителей.