Допускается ли изменение установленного срока использования специальной одежды или обуви в случае ее нечастого применения и пребывания в отличном состоянии по завершению периода носки?

 

Действующее законодательство не наделяет работодателя правом самостоятельно продлевать сроки использования средств индивидуальной защиты.

При этом работодатель может применять спецодежду по прямому назначению после стирки, чистки, дезактивации, обеспыливания, дегазации и иных действий, связанных с уходом при условии пригодности вещей для последующей эксплуатации. Об этом говорится в п.22 правил выдачи работникам СИЗ, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 года № 290н.

Степень пригодности к использованию СИЗ, процент износа, а также необходимость выполнения и перечень мероприятий по уходу за ними определяет должностное лицо, уполномоченное работодателем, либо членами комиссии по ОТ (в случае если она создана на предприятии). Соответствующие данные вносятся в личную карточку учета выдачи СИЗ.

Еще один вопрос, ставший предметом разъяснения, касается возможности включения в трудовой договор пункта, который обязывает сотрудника покупать у работодателя спецодежду с не истекшим сроком использования. Теоретически это сделать можно, однако практической пользы условие не принесет, вместо этого можно получить штраф. Как подчеркнули эксперты Роструда, российское законодательство не содержит указания на обязанность работника покупать ранее выданные средства индивидуальной защиты в случае расторжения трудового соглашения.

Согласно п.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в случае несоблюдения регламентированного законом порядка обеспечения сотрудников организации средствами индивидуальной защиты должностные лица выплатят штраф от 20 до 30 тысяч рублей, а юридические лица от 130 до 150 тысяч рублей. При повторном нарушении должностные лица заплатят 30-40 тысяч, а юрлица будут оштрафованы на сумму 100-200 тыс. рублей или их деятельность будет приостановлена в административном порядке на период до 90 дней. 

Если работник организации, не водитель, использует свой личный транспорт в интересах работодателя необходимы ли ему предрейсовый и послерейсовый медосмотры, а также предварительный и периодический медосмотры? Нужно ли выдавать ему путевой лист? Как оплатить ГСМ?

 

Если сотрудник организации, который не работает водителем, использует свой личный транспорт в интересах и по поручению работодателя (например, доставка инструмента), то это означает, что он во время выполнения данного поручения выполняет трудовую функцию водителя. Водители, а также иные работники, которые не перевозят людей или опасные грузы, но управляют автомобилем для выполнения своих должностных обязанностей по поручению работодателя, предрейсовый медосмотр проходить должны, послерейсовый — нет.

Обоснование: Предрейсовые и  послерейсовые медосмотры. Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: «Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов».

Аналогичное требование содержится в приказе Минздрава от 15.12.2014г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»:

«6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов».

Предварительные и периодические медосмотры. Предварительный и периодический медосмотры по фактору «Управление транспортным средством» для сотрудников, не числящихся водителями, но управляющих транспортом по заданию работодателя, обязателен (п. 27 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011г. № 302н; далее — приказ № 302н).

Важно то, что данные работники при выполнении своих трудовых обязанностей управляют наземными транспортными средствами.

Ведь в приказе № 302н не сказано «водители», а сказано «управление наземными транспортными средствами». То есть не только водители, а любые лица, фактически управляющие транспортными средствами в ходе своей производственной деятельности у конкретного работодателя, должны быть направлены данным работодателем на медосмотр (п. 27 приложения № 2 к приказу № 302н).

Путевой лист. Путевой лист необходим, если на данном автотранспорте перевозят пассажиров или грузы. В вашем случае перевозится инструмент — груз.

Вы обязаны выполнить требования статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», то есть осуществлять перевозки пассажиров и грузов легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями с оформлением путевого листа на соответствующее транспортное средство. А также выполнить требования пунктов 2 и 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:

«2. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях».

ГСМ. Чтобы работник мог официально получать положенные компенсации, в том числе за ГСМ, за использование личного автомобиля в интересах работодателя, заключите письменное соглашение (договор), как это установлено в статье 188 ТК. Есть различные варианты договоров об использовании автомобиля в служебных целях. Например, безвозмездного пользования или аренды автомобиля.

Только в том случае, если работник использует свой личный транспорт (например, доставка инструмента) по своему усмотрению и желанию (без всякого участия работодателя, в том числе — возмещения ГСМ), ничего из перечисленного выше не требуется.

 

Считается ли нарушением, если оценку рисков провели через два года после того, как разработали Положение о СУОТ. Положение о системе управления охраной труда разработали в 2018 году, а оценку профрисков провели только в 2020 году. Посчитает ли инспектор ГИТ этот факт нарушением, если выявит его при проверке?

 

Да, если инспектор ГИТ это выявит, то он имеет полное право считать это нарушением.

В настоящее время установлено нормативное требование к обязательному осуществлению управлением профессиональными рисками (ст. 209 и 212 ТК).

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. А составным элементом СУОТ должно быть управление профессиональными рисками.

То есть когда внедрили СУОТ, тогда же должны проводить и управление рисками.