28 .12.2013 года был принят Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда (СОУТ – спецоценка)», заменивший проводившуюся до этого аттестацию рабочих мест . Он  вносит  изменения в порядок оценки условий труда на рабочих местах и в систему формирования страховых тарифов. Если при спецоценке будут выявлены вредные и опасные производственные факторы — ВОПФ, работодатель будет выплачивать в Пенсионный фонд РФ повышенные страховые взносы. Правда, это касается тех профессий работников, которые включены в Списки №1 и №2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.  Работодатели, у которых рабочие места не включены в списки (а это подавляющая часть работодателей района), но на них выявлены ВОПФ, обязаны будут улучшать условия труда и выполнять все требования трудового права. Эти обязанности работодатель должен был исполнять и ранее, только Минтруд признал, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, кардинально изменил меры наказания.

С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое.  Думается, что работодатели ранее позволяли себе нарушать трудовое законодательство только потому, что размеры штрафа за нарушения, выявленные в области охраны труда (ОТ ), не были столь существенны.

Если судить по действовавшей до принятия СОУТ ситуации, работодателям гораздо дешевле обходилось проведение АРМ, нежели  выплаты штрафных санкций .Об этом не уставали повторять я и все мои предшественники на этой должности. Но на деле часто получалось так, что беспокоиться они начинали  только после того, как в их дверь уже «постучались».

С принятием же нового закона о СОУТ и подзаконных нормативных актов, подготовленных к нему ( Федеральный закон от 28.12.2013г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» ),  эксперты Минтруда надеются,что тенденция изменится в лучшую сторону. Здесь уместно сказать – поживём-увидим. Ну , а теперь непосредственно к изменениям.

Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

1.Нарушения государственных нормативных требований ОТ (за исключением тех видов нарушений, которые будут указаны ниже) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юрлиц – от 50 до 80 тыс. рублей.

2.Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее  непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.

3.Допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ, без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, в случае медицинских противопоказаний, без наличия психиатрических освидетельствований влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.

4.За необеспечение работников СИЗ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юрлица – от 130 до 150 тыс. рублей.

5.Нарушения государственных нормативных требований ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностное лицо от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию сроком от 1 года до 3-х лет, на ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, а  для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Также повышается ответственность работодателя в отношении несвоевременной передачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда. В соответствии с изменениями в статью 19.5 КоАП РФ, для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Работодатель может быть привлечен и к уголовной ответственности .Это произойдёт в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями  размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Наказания в виде штрафов предусмотрены и для организаций и экспертов, проводящих спецоценку, но это для нас, я думаю, не столь уж и важно. А важно для нас то, что эти нововведения напрямую касаются работодателей Дальнереченского муниципального района. Ведь из 175 индивидуальных предпринимателей и 122 организаций всез форм собственности спецоценку, а по старому названию АРМ, прошли далеко не все. О проведении АРМ за период 2010-2013 годы озаботились в той или иной мере руководители 37 организаций .В лучшую сторону отмечаются ЗАО «Дальнереченское», филиал  ОАО «ВСЭСС» ДМК-92, филиал «Дальнереченский ОАО «Примавтодор», КГБУСО «Дальнереченский психоневрологический интернат». Ну а к остальным 260 работодателям как говорится «приходи и бери голыми руками». И можно с уверенностью сказать, что «и прийдут и возьмут», ведь бездеятельность в течение 6 лет ничем не оправдаешь.  Только штрафные санкции теперь  будут уже совсем другие. Единственное окошко государство всё таки оставило в надежде на то, что руководители повернутся лицом к данной проблеме – вышеперечисленные штрафные санкции начнут действовать с 01.01.2015 года, т.е впереди ещё почти год.

 

Главный специалист по государственному

управлению охраной труда ДМР   Н.В.Сковпень